- Вывода на рынок технологии 5G будет недостаточно, чтобы начать новую эру, в которой рынок смартфонов в Северной Америке и Западной Европе выйдет на пиковый уровень. Опыт Китая показывает, что пользователи ценят технологию 5G, но на нее не будет ажиотажного спроса.
- На Западе пользователи также стали реже менять свои смартфоны. По оценке Euler Hermes, средний срок использования смартфона в Северной Америке и Европе в настоящее время составляет, соответственно, 24 и 40 месяцев, что на 30% и на 24% дольше, чем в 2016 году. К 2025 году эти более длительные циклы замены пользователями своих смартфонов могут привести там к снижению поставок смартфонов на местные рынки на 11%, что будет означать сокращение продаж на 16 млрд. долларов США в год. По оценке Euler Hermes, к 2025 году ежегодные убытки отрасли в виде упущенных продаж составят в глобальном масштабе 36 миллиардов долларов США.
- Зрелый рынок смартфонов заставит компании приспосабливаться, особенно в Китае и Вьетнаме (на долю этих стран приходится 75% экспорта мобильных телефонов). Эксперты Euler Hermes ожидают появления четырех основных тенденций: консолидация отрасли, инновации, диверсификация бизнеса и растущий акцент на производстве замкнутого цикла («циркулярном» производстве, circular manufacturing).
Вывода на рынок технологии 5G будет недостаточно, чтобы начать новую эру, в которой рынок смартфонов в Северной Америке и Западной Европе выйдет на пиковый уровень, говорится в новом исследовании международной страховой компании Euler Hermes (входит в Группу Allianz). В 2022 году услуги мобильной связи на основе технологий пятого поколения широко внедряются в Европе и Северной Америке, где в большинстве стран уже вовсю идет модернизация существующей мобильной инфраструктуры. Компании, предоставляющие услуги связи, делают ставку на 5G, чтобы продавать более дорогие мобильные тарифные планы, а производители смартфонов, со своей стороны, надеются, что 5G побудит пользователей приобретать новые модели смартфонов, и это позволит активизировать снижающиеся продажи. В конце концов, уже прошло пять лет с того момента, когда рынок смартфонов был на пиковом уровне, и сейчас его объем в натуральном выражении на 6% ниже показателей 2016 года. Хотя поставки смартфонов и восстановились в 2021 году после минимальных значений, отмеченных в 2020 году, но их уровень все еще вызывает разочарование по сравнению с тем бумом, который пережила во время пандемии индустрия бытовой электроники (компьютеры, игровые приставки и т.д., см. Рис. 1).
Однако опыт Китая показывает, что пользователи ценят технологию 5G, но на нее не будет ажиотажного спроса. Китай является самой передовой страной в мире по массовому внедрению 5G, но при этом демонстрирует неоднозначные результаты в вопросе о влиянии 5G на телекоммуникационную отрасль:
Более 30% всех пользователей смартфонов в Китае (в абсолютных цифрах это 450 миллионов человек) использовали тарифный план мобильной связи 5G в конце 2021 года — спустя два года после запуска услуг 5G при активной поддержке со стороны государственных компаний мобильной связи. Технология 5G действительно помогла поставщикам услуг связи увеличить среднюю выручку в расчете на одного абонента (ARPU).
Тем не менее, китайские потребители не спешили менять свои мобильные телефоны на устройства с поддержкой технологии 5G. Хотя в 2021 году 75% всех смартфонов, проданных в Китае, составляли устройства с поддержкой 5G, однако общий объем их поставок практически не изменился по сравнению с 2020 годом (прирост всего лишь на 0,3%) и был намного ниже уровня «допандемического» 2019 года и рекордных показателей 2016 года (падение составило 11% по сравнению с 2019 годом и целых 30% по сравнение с 2016 годом, см. рис. 2).
Пример Китая, где проживает около 70% всех пользователей технологии 5G в мире, вызывает еще большее беспокойство с учетом того факта, что продажи также разочаровывали и на других ведущих рынках 5G — в Южной Корее и на Тайване, где объем местных поставок смартфонов в целом не изменился с 2019 года, несмотря на отличное покрытие сетями 5G. Отсутствие так называемого «убийственного преимущества» (killer feature), обеспечиваемого 5G, а иногда и разочаровывающая скорость передачи данных через мобильную сеть по сравнению с теоретическими возможностями, могут объяснять недостаточный энтузиазм у потребителей в отношении устройств 5G.
На Западе пользователи теперь также стали реже менять свои смартфоны. К 2025 году более длительные циклы замены пользователями своих смартфонов могут привести к снижению поставок в этом регионе на 11%, что будет означать сокращение там ежегодных продаж на 16 млрд. долл. США. Подобно другим сегментам индустрии бытовой электроники, таким как телевизоры, компьютеры или планшеты, производство смартфонов стало зрелой отраслью, и уровень проникновения ее продукции в развитых странах уже превышает 100% (см. Приложение). В настоящее время продажи смартфонов в значительной степени обусловлены покупками на замену. Смартфоны стали крупнейшим сегментом индустрии бытовой электроники в значительной степени благодаря очень коротким циклам их замены: пользователи, как правило, меняют свои устройства в среднем каждые два года (для сравнения, этот показатель для компьютеров составляет шесть лет, а для телевизоров — 10 лет). Однако если сопоставить ежегодные поставки смартфонов с количеством абонентов, то можно обнаружить, что длительность циклов замены на обоих рынках (в Европе и в Северной Америке) заметно увеличилась в последние годы. По сравнению с 2016 годом цикл замены в Европе увеличился на восемь месяцев (на 24%) и стал составлять в среднем 40 месяцев, в Северной Америке увеличился на шесть месяцев (+30%, в среднем теперь 24 месяца), а в мире в целом увеличился на 24 месяца (+75%, длительность теперь составляет в среднем 55 месяцев).
Если предположить, что технология 5G будет оказывать на Западе такое же воздействие, как и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то длительность циклов замены пользователями своих смартфонов может еще больше увеличиться в ближайшие годы. Цены на эти устройства уже высоки на большинстве рынков и, кроме того, изменение отношения потребителей и нормативно-правового регулирования также может способствовать увеличению продолжительности цикла. Воздействие информационных технологий на окружающую среду — от массового извлечения металлов, используемых в устройствах, до потребления электроэнергии со стороны цифровой инфраструктуры — не только быстро растет, но и все более точно измеряется. В частности, в Европе нормативно-правовое регулирование подталкивает компании к повышению ремонтопригодности устройств, которые они выводят на рынок.
Продажи подержанных смартфонов уже достигают примерно 20% от продаж новых смартфонов, и эксперты Euler Hermes считают, что данное предположение об увеличении длительности циклов замены отражает реальность и согласуется с аналогичными случаями, наблюдавшимися в прошлом на других насыщенных рынках бытовой техники, таких как рынок телевизоров или компьютеров. В сценарии, при котором длительность циклов замены продолжит увеличиваться и достигнет 72 месяцев во всем мире к 2025 году, глобальные поставки смартфонов сократятся на 8%, а общий объем продаж уменьшится на 36 млрд. долл. США в год. В Европе и Северной Америке длительность цикла замены смартфонов может достичь, соответственно, 48 и 30 месяцев. В этом случае поставки сократятся там на 11%, а объем продаж уменьшится на 16 млрд. долл. США в год.
В таких обстоятельствах могут проявиться четыре основные тенденции: консолидация отрасли, инновации, диверсификация бизнеса и растущий акцент на производстве замкнутого цикла («циркулярном» производстве, circular manufacturing, которое направлено на сокращение использования материалов и энергии при производстве продуктов и услуг и предусматривает восстановление как можно большего количества конечных продуктов за счет повторного использования и переработки, — прим. перев.). Проблемы, связанные со зрелостью рынка смартфонов, будут по-разному проявляться на разных этапах их цепочки создания стоимости. Консолидация отрасли ускорится, поскольку сокращение поставок приведет к тому, что производители смартфонов будут бороться за доли на рынке, чтобы сохранить свои объемы. Это, в свою очередь, негативно повлияет на средние цены продажи у компаний, специализирующихся на устройствах низкой или средней ценовой категории. Последней компанией, которая признала свое поражение в отрасли, была LG, объявившая в 2021 году, что свернет свой убыточный бизнес по производству смартфонов. В то время как пять основных компаний контролируют 70% поставок смартфонов по всему миру, сотни других борются за оставшиеся 30%.
Инновации позволят новаторским компаниям компенсировать потери от снижения объемов продаж с помощью более высоких цен. Лидеры рынка — Apple и Samsung — уже представили более дорогие устройства с расширенными функциями, что позволило им повысить средние цены реализации. На долю устройств, цена продажи которых превышает 800 долларов США, сейчас приходится более 10% объема производства в отрасли. Пять лет назад этот показатель составлял менее 5%. Инновации также могут привести к появлению так называемых «убийственных преимуществ» (killer features), которые побудят пользователей быстрее, чем ожидалось, переключаться на использование устройств с поддержкой технологии 5G.
Диверсификация будет иметь жизненно важное значение для компаний, уделяющих особое внимание бизнесу в сегменте смартфонов. Это в особенности относится к контрактным производителям электроники (Original Design Manufacturers, ODM, компании, выпускающие изделия собственной разработки под маркой заказчика) и к компаниям, предоставляющим услуги по производству электроники (electronics-manufacturing services companies, EMSs), которым основные бренды смартфонов (OEM-производители, такие как Apple) передают сборку своих устройств на аутсорсинг и которые работают с очень низкой маржинальностью. По мнению экспертов Euler Hermes, ярким примером здесь является стремление Foxconn, крупнейшего в мире контрактного производителя бытовой электроники, диверсифицировать свою деятельность в автомобильный сектор. Во-вторых, потребность в диверсификации испытывают также и компании, производящие полупроводники: смартфоны обеспечивают более 25% всех продаж полупроводников в мире. Ведущие игроки стремятся выйти за рамки мобильных устройств, уделяя больше внимания Интернету вещей (IoT). OEM-компании, как и их поставщики и подрядчики, также будут искать альтернативные двигатели роста. Как и Foxconn, Apple вкладывает значительные средства в разработку «умных автомобилей».
OEM-производители также будут стремиться использовать возможности, предоставляемые рынком бывших в употреблении смартфонов или рынком заменяемых смартфонов, как правило, путем продажи бывших в употреблении устройств напрямую потребителям. При условии, что подержанный смартфон продается за половину средней цены нового устройства, объем продаж на рынке подержанных устройств в 2021 году составил, по оценке Euler Hermes, 41 млрд. долл. США. OEM-производители также могут оказывать конкурентоспособные услуги по ремонту или поставлять запчасти сторонним ремонтным мастерским, чтобы получать дополнительную прибыль.
В целом, эксперты Euler Hermes считают, что с наиболее высокими рисками сталкиваются OEM-производители второго уровня (second-tier OEMs) и компании ODM/EMS, которым не хватает финансовой мощи и инновационных возможностей для поиска альтернативных двигателей роста. В результате, поскольку на долю Китая и Вьетнама приходится более 75% экспорта мобильных телефонов, эти страны в наибольшей степени подвержены рискам, характерным для становящейся все более зрелой отрасли по производству смартфонов.