В конце 1930 годов — до того, когда производство техники в гаражах на Западном побережье превратилось в привычное явление, — пара 26-летних инженеров из Северной Калифорнии корпела над созданием новейших электронных приборов в обычном сарае. Последний мог вместить не более одного автомобиля. Помимо собственных имен (и сплошных разочарований), Билл Хьюлетт и Дэвид Паккард располагали всего лишь 538 долларами. И они все-таки кое-что изобрели — более совершенный звуковой осциллятор-резистор HP200A. Он предназначался для проверки звукового оборудования, и компания Уолта Диснея сразу же оформила патент и контракт с обоими конструкторами. Затем киностудия заказала восемь подобных приборов, использовав их позже в своем потрясающем мультфильме «Фантазия». Так фирма Hewlett-Packard встала на путь создания высококачественных новинок электроники.
Стоит отметить, что Хьюлетт и Паккард быстро осознали, что хорошие отношения с наемным персоналом — залог успеха в деле, и в этом направлении они тоже добились серьезных достижений. Интерьер их компании представлял собой открытое пространство зала, напрочь лишенное дверей и отдельных кабинетов, в том числе и для руководителей. Официально утвержденная «Политика открытых дверей» была призвана установить взаимное доверие между сотрудниками всех уровней. Кроме того, в компании ввели теперь уже знаменитую систему управления, которая позволяла активно использовать творческий потенциал и начальства, и простых сотрудников, что давало возможность добиваться более продуктивных результатов.
В 1950-е годы HP осуществила серьезные прорывы как на производственном фронте, так и в сфере внутрикорпоративной жизни. С конвейера чрезвычайно перегруженного завода компании постоянно выходили новинки вроде высокоскоростной вычислительной машины HP524A. Полученные доходы сразу же вкладывались в новые исследования и разработки. Подобная тактика позволила приобрести фирму, которая стала заниматься производством печатающей техники.
Прогрессивное мышление руководства компании способствовало привлечению талантливой молодежи — перспективных ученых и инженеров. В 1957-м Hewlett-Packard сформулировала свои принципы управления в документе «Метод HP». А годом позже компания разделилась на автономные секторы, каждый из которых отныне не имел отношения к штаб-квартире в Пало-Альто и вел собственную экономическую политику. Новые подразделения отличались почти абсолютной самодостаточностью, отвечая и за разработку, и за производство, и за продажу собственной продукции. Руководству HP оставалось лишь финансировать их научные исследования — обязательно в соответствии с достижениями этих подразделений. В 1959 году корпорация перенесла свои принципы ведения дел и на международный уровень, открыв предприятие в Германии и европейскую штаб-квартиру в Швейцарии. Она также предоставила возможность своим сотрудникам приобретать акции HP, что произошло впервые в корпоративной практике.
1960-е стали десятилетием гибких рабочих графиков и калькуляторов. Первое нововведение появилось в 1967 году на заводе в Германии, а затем, в течение 6 лет, строгое расписание рабочего дня полностью исчезло из жизни компании. Калькуляторы завоевали рынок в 1968 году в виде модели HP9100, с гордостью представленной тогда как программируемая высокоточная вычислительная машина. А через 4 года компания представила свою первую переносную модель HP35. Именно с ее рождением отпала необходимость в логарифмической линейке, и революция в мире технологий достигла уровня портативной техники.
В 1972-м компания пришла в мир профессиональных вычислительных машин с мини-компьютером HP3000. К тому моменту она располагала штатом в 16 000 сотрудников, а ее продажи перевалили 365 миллионов долларов в год. На работу сюда принимали только лучших выпускников университетов. Последних же привлекала атмосфера профессионального соперничества и прогрессивные кадровые принципы, позволявшие быстро подниматься к вершине карьеры и включавшие негласный запрет на увольнения.
В начале 1980-х большие настольные компьютеры были оттеснены знаменитой теперь уже маркой Hewlett-Packard, а в 1984-м компания начала заниматься производством принтеров. Отличающиеся разумной ценой струйные и лазерные принтеры штурмом завоевали рынок и очень скоро стали повсеместным явлением. Тем временем компания создала четыре организационные структуры, дабы координировать работу разрастающихся производственных ячеек, а также основала в Китае первое совместное предприятие по выпуску продукции высоких технологий. В 1989-м — в год празднования пятидесятой годовщины корпорации — гараж, в котором Хьюлетт и Паккард собрали свой первый звуковой осциллятор, был провозглашен историческим памятником штата Калифорния.
К середине 1990-х разнообразные подразделения HP стали выпускать великое множество суперсовременных продуктов — начиная от персональных компьютеров размером с ладонь и весом одиннадцать унций и заканчивая устройством, предназначенным для бесконтактной кардиологической диагностики с немедленным результатом. HP скооперировалась с компанией Intel для разработки 64-битового микропроцессора и уверенно заняла ведущее место на растущем рынке домашней и офисной оргтехники. Половина доходов теперь поступала из-за пределов Соединенных Штатов, а ее продукция составляла 10% на мировом рынке высоких технологий. К концу десятилетия бывшее гаражное производство выросло в крупнейшую мультинациональную корпорацию, состоящую из 104 подразделений, которые выпускали 19 000 наименований товаров на сумму в 47 миллиардов долларов.
Тем не менее производственный рост, ранее стабильно составлявший 20% в год, теперь в компании почти не ощущался. Акции HP падали в цене, несмотря на то, что рынок был особенно благоприятен для компаний, занимающихся высокими технологиями. Новых производственных направлений не намечалось, а вот сильные конкуренты давали знать о себе все чаще. Уже давно появился Интернет, а руководство Hewlett-Packard все еще по инерции искало клиентов в других областях. И вот наконец компания, известная своим нетривиальным стилем работы, решилась на радикальные, в том числе и кадровые, изменения.
Реформирование корпорации в принципе началось еще при прежнем генеральном директоре, Лью Платте, который в 1992 году принял бразды правления HP, став ее четвертым руководителем. Через несколько лет Платт, имевший репутацию эффективного, но не склонного к новаторству менеджера, понял необходимость реформ и начал корпоративную перестройку. Ориентируясь главным образом на IBM, он решил преобразовать HP в компанию Internet Solution, которая стала активно заниматься производством электронной техники и программного обеспечения, а также сопутствующим сервисом корпоративных клиентов. Он также решил, что в «век интернета» децентрализированный характер компании препятствует движению вперед. По этой причине она была преобразована в два сообщающихся между собой производства. Agilent Technologies представляла собой новую компанию с оборотом в 8 миллиардов долларов, занимавшуюся продажей контрольно-измерительных приборов и медицинской электронной аппаратуры; а другая, 40-миллиардная, компания, получившая прежнее имя Hewlett-Packard, производила компьютеры, принтеры, прочую электронную технику и осуществляла соответствующее обслуживание. Вскоре Платт заявил, что уйдет со своего поста в конце 1999 года и обновленную HP возглавит другой управляющий.
Одним из сотни кандидатов на это кресло являлась Карли Фиорина, в активе которой значилась успешная рекламная кампания, принесшая фирме Lucent уважение на рынке и внимание Уолл-стрит. Когда после многочисленных испытаний, которые, как говорят, включали трехчасовое собеседование и психологический тест из 900 вопросов, выбор остановился на Фиорине, она без промедления ринулась в драку с присущим ей неистовым рвением. В течение нескольких дней Фиорина переговорила с доброжелателями и критиками как внутри компании, так и со стороны. Взяв для компании заем в миллиард долларов, она, консолидировав различные направления деятельности HP, составила план увольнений, которые, по оценкам экспертов, помогли сократить фонд заработной платы на 23%. Фиорина полностью изменила маркетинговую и рекламную стратегию компании, лично участвуя в нескольких рекламных акциях. Была произведена также модернизация дизайна продукции компании, включая смену логотипа: вместо почтенного «Hewlett-Packard» появился более стильный «НР». Корпорация анонсировала новые технические модели, такие как цифровые фотоаппараты, принтеры, позволяющие по первому требованию отпечатать всю книгу, не покидая пределов книжного магазина, а также программы, открывающие невероятные возможности для электронной коммерции.
Компания настолько чтила свои традиции, что в ее штате числился хорошо оплачиваемый хранитель экспонатов, свидетельствующих о достижениях HP. Поэтому подобная кипучая деятельность (за несколько месяцев пребывания Фиорины на своем посту запланировано было множество новаций, которые частично уже воплотились в жизнь) вызывала у ряда сотрудников корпорации по меньшей мере раздражение. Впрочем, Фиорина всего лишь выполняла обещание, сделанное в одном из ее первых интервью: «Мы снова будем работать во всю силу. Вот увидите».