Переход магазинов «Кей» к DNS — повод немного поностальгировать и подумать о тенденциях. Для меня «Кей» — не просто компания. «Кей» был первопроходцем и ориентиром для всей компьютерной розницы. Они задавали стандарты и создавали форматы. Первый по-настоящему розничный магазин компьютерной техники. Первый, действительно, большой магазин, пионеры в торговле с максимальным ассортиментом в рознице.
Помню в начале 2000-х, я специально летал в Петербург и ходил по их магазинам. Да что уж говорить, мы откровенно стремились подражать, копировали многие элементы, даже приставку «Компьютерный Центр», которая долгое время была у DNS, скорее всего, придумали в «Кей».
Немаловажно, что «Кей» задавал еще и стандарты порядочности в поведении на рынке. Думаю, что поставщики всегда уважали эту компанию за последовательность и предсказуемость. Репутация — тоже фирменный элемент «Кей».
Но все течет, все изменяется. Рынок электроники очень динамичный. Из трех сегодняшних столпов: бытовая техника (домашняя электроника), компьютеры (цифровая техника), смартфоны (мобильная электроника), два родились и окрепли на наших глазах. Не мудрено, что при рождении новых сегментов порождались новые сегменты и форматы розницы. «Кей», «Полярис», «Белый Ветер» в компьютерах, «Евросеть», «Связной», «Цифроград», DIXIS в сотовой связи.
Да и традиционные магазины электроники у нас в стране появились не так давно. «Партия», «Мир», «Эльдорадо», «М.Видео» — рынок бытовой техники так динамично развивался, что им просто некогда было отвлекаться на какие-то компьютеры. Только это позволило маленькой компании из Владивостока вскочить в последний вагон уходящего поезда российской розничной торговли.
А сейчас рынок изменился. Во-первых, он уже давно не растет, теми темпами. А, во-вторых, изменилась сама электроника. Чем сейчас современный компьютер отличается от смартфона? А что из традиционной бытовой техники осталось не цифровым?
Эти тенденции и привели к тому, что рынок стремительно укрупняется и деление по сегментам перестало быть актуальным.
С уходом с рынка «Кей», перестал существовать сегмент «компьютерной розницы». Существование «Связного» и «Евросети» обусловлено сейчас только дотациями сотовых компаний. Too big to fail.) Нет никаких сомнений, что этот сегмент рынка прекрасно бы был покрыт фирменной розницей операторов.
Что будет дальше? А кто же знает:-) Мне все так же кажется, что России нужна еще одна федеральная сеть БТиЭ, но пока шансов на ее появление не много. В самой большой зоне риска находятся средние и небольшие сетки. С одной стороны — на них будут давить федеральные компании, с другой — компании, работающие в специализированных нишах.
Ну и маленький прогноз: мы еще увидим, как «М.Видео» откажется от бренда «Эльдорадо». Нет никаких логичных оснований, чтобы тащить две торговых марки.
По поводу того, что М.Видео откажется от бренда Эльдорадо я сомневаюсь. Эльдорадо уже позиционируют как интернет магазин и мне кажется что бизнес будет направлен на молодежную аудиторию. Хотя возможна и продажа этого бренда кому нибудь.
А какой смысл им продавать бренд? Тем более они недавно очередной ребрендинг Эльдорадо замутили.