В 1975 году двадцатилетнего Стивена Пола Джобса исключили из колледжа, и он вернулся в родную северную Калифорнию. Стив искал интересное занятие, которое бы не уступало по привлекательности его недавнему путешествию и пребыванию в коммуне в Орегоне. Создавая программы видеоигр для фирмы «Атари», он узнал о группе энтузиастов из Менло-Парка, которые называли себя компьютерным клубом «Хоумбрю».
Джобз начал посещать их вечерние собрания, где оказался свидетелем того, как один из членов клуба представил абсолютно новый персональный компьютер «Altair». Простенькая чудо-новинка была собрана из комплектующих, заказанных через почтовую фирму в Альбукерке. Многие из общества «Хоумбрю» по достоинству оценили возможности изобретения, но только Джобз сразу же стал составлять для его реализации бизнес-план.
Чтобы осуществить свою задумку, Джобзу не хватало технических навыков, и он скооперировался с еще одним длинноволосым хоумбрюэром — Стивом Возняком. Воз был сыном ракетного конструктора из компании «Локхид» и к 25 годам уже создал язык программирования и разработал монтажную плату. Свою любовь к электронике он хотел направить на сотрудничество с пионером Кремниевой долины — фирмой Hewlett-Packard, но отдал предпочтение проекту Джобза, который сулил невероятные возможности. Чтобы собрать деньги для будущего предприятия, Воз расстался с собственной электронно-вычислительной машиной, а Джобз продал свой «фольксваген». Потом товарищи оккупировали гараж родителей Джобза в Лос-Альтосе и принялись за дело.
Первым результатом их совместных усилий стала модель «Apple I» — простая компьютерная схема, которую они продали в местном магазине за 500 долларов. Готовые и дальше продвигать свое начинание, но в то же время осознавшие ограниченность собственных возможностей, они наняли 34-летнего Майка Маркулу. Этот инженер-электронщик недавно покинул фирму Intel, разбогатев благодаря размещению ее акций на бирже. Возняк занялся технической стороной дела, а Джобз и Маркула, раздобыв деньги и набрав кредитов, арендовали здание в Купертино — так 3 января 1977 года на свет официально появилось их предприятие.
Первый незатейливый компьютер «Apple II» родился через пятнадцать месяцев. Созданный практически в одиночку изобретательным Возом, он впервые был представлен на открытии Компьютерной ярмарки Западного побережья. Эта техническая новинка буквально сразила наповал всех специалистов. Она чудесным образом сочетала в себе экран, клавиатуру, источник питания и графические возможности. Годовые продажи быстро достигли 300 миллионов долларов, обеспечив компании позицию в рейтинге журнала «Fortune 500» (Пятьсот наиболее крупных компаний по объему продаж). К тому же на Apple обратили внимание средства массовой информации (как, впрочем, и потенциальные конкуренты вроде фирм Tandy и Commodore). Полчища первых покупателей стремились заполучить новоиспеченную модель, и к 1980 году продажи персональных компьютеров перевалили за миллиард долларов.
Ушлая троица приятелей из Apple захватила более 15% быстро растущего рынка, и вот тогда IBM с опозданием, но осознала, что нельзя больше игнорировать этих выскочек. Когда же она, королева производства больших ЭВМ, занялась настольными компьютерами, именно ее традиционный респектабельный образ (не говоря уже о богатом электронном наследии) оказался привлекательным для крупных корпораций. А некогда ненасытный спрос на продукцию фирмы Apple, которая всегда ориентировалась на фанатов электроники, преподавателей и людей творческих и ни разу не вторгалась в мир корпораций, внезапно перестал расти. Доля рынка Apple начала стремительно сокращаться, и остановить этот процесс было все труднее и труднее.
Однако Джобз и Apple не теряли уверенности в успехе. Они упорно продолжали развивать антикорпоративный образ компании, подчеркивающий ее отличие от нового лидера продаж. В итоге крупные корпорации, имеющие немалое значение, отдалялись от них все больше и больше, а Apple между тем последовательно укрепляла свое технологическое первенство.
Очередным революционным изобретением компания занялась сразу же после того, как в 1979 году Джобз побывал в исследовательском центре Пало-Альто фирмы Xerox. В активе этой фирмы значился самый первый компьютер под названием Alto, при работе с которым впервые использовались как мышка, так и графический интерфейс.
Через некоторое время Джобз включит новаторский графический интерфейс, разработанный (но никогда не применявшийся) легендарной лабораторией фирмы Xerox, в свою третью крупную модель—компьютер «Lisa», названный в честь его маленькой дочери. «Лиза» стала первой коммерческой ЭВМ, совместившей в себе мышку и графический интерфейс. Так была проведена демаркационная линия между нонконформистами из Apple и его прогматичным соперником. Однако, хотя «Лиза» и представляла собой чудо техники в превосходном оформлении, ее цена в 10 000 долларов оказалась чрезмерно высокой для покупателей. А вот последние ПК от IBM буквально сметали с полок магазинов.
Но Apple продолжала гнуть свою линию. Группа ведущих инженеров трудилась над созданием абсолютно иной модели «Macintosh». Джобз же полностью отдался работе над «Лизой», принцип действия которой основывался на замечательной технологии — щелкни и тащи, доступной для понимания и использования даже маленьким детям. Правда, после неудачи проекта с «Лизой» Джобза отстранили от разработок, но он объявил ее своей собственностью, что навсегда разделило компанию на непримиримые лагеря. Джобз сколотил свою команду разработчиков, переселился в другое здание, поднял флаг Черного Роджера и принялся изобретать «компьютер для всех».
Его первый рекламный ролик (пожалуй, самый знаменитый за всю историю) специально был сделан так, чтобы заставить покупателей компьютеров раз и навсегда примкнуть либо к Apple, либо к IBM. Послание Apple, привязанное по времени к трансляции финального матча по американскому футболу, ошарашило в 1984 году всех. Тогда безальтернативную картину будущего единобожия — пугающего предупреждения о надвигающейся гегемонии мощных компьютеров Big Blue (прозвище фирмы IBM), — разрушила свободолюбивая девушка с кувалдой в руках. Эта явная отсылка к Джорджу Оруэллу, созданная стараниями Ридли Скотта, обошлась Джобзу в миллион долларов. Ролик показали лишь один раз, но его увидела почти половина населения Америки. Он заставил понервничать руководителей многих компаний и озадачил немало футбольных фанатов. На следующий день Джобз официально представил свое новое детище весом около 10 килограммов и стоимостью 2495 долларов. Публика была к нему уже готова. По утверждениям Apple, за сто дней они продали 72 000 компьютеров модели «Macintosh». Через год продажи компании перевалили за 2 миллиарда долларов. В мире компьютерных операционных систем произошли кардинальные перемены: управление ЭВМ переключилось с трудно запоминаемых команд DOS на простые операции с окнами и значками.
После появления модели «Macintosh» для Apple наступило время взлетов и падений. Более чем на десять лет его выпуск стал последним крупным достижением компании. Сразу же после презентации последней разработки Воз практически отошел от дел. Он получил диплом инженера, организовывал рок-концерты и обучал ребятишек, как обращаться с компьютерами. В 1985 году Джобз без всяких церемоний был уволен Джоном Скалли. Этого бывшего управляющего компанией Pepsi взяли в Apple специально для укрепления репутации на Уолл-стрит. Тридцатилетний и далеко не бедный Джобз недолго оставался без дела, он основал еще одну компьютерную компанию — NeXT, тоже ставшую возмутителем спокойствия. Он также приобрел анимационную фирму Pixar Animation Studios.
Apple тем временем продолжала слабеть и спотыкаться. IBM не смогла сохранить свое преимущество на рынке настольных компьютеров после того, как дешевые «клоны» заполонили магазины. Впрочем, технологические критерии, введенные IBM, хотя и не сопоставимые с планкой Apple, стали безоговорочным стандартом в электронной промышленности. Свыше 95 из каждых 100 покупателей стали отдавать предпочтение модели «IBM-Compatoble», оставив Apple лежать в пыли. Скалли спустя какое-то время заменил Майкл Спиндлер, а тому на смену пришел Джил Амелио. Затем в июле 1987 года Амелио уволили, а блудного Стива пригласили обратно как «временного» генерального директора.
За возвращение Джобза наградили всего лишь одной акцией и годовой зарплатой в один доллар. Джобз сразу же начал работать над машиной, которой суждено было снова изменить мир, — моделью «iMac». Через год выпуск этого изумительного полупрозрачного компьютера подтвердил статус Apple как лидера технологической индустрии. А давно уже поникшие продажи резко подскочили — равно как и прежде упавшая цена акций на бирже. Через несколько месяцев, в январе 2000 года, правление вознаградило усилия Джобза самолетом «Гольфстрим-V» и акциями на сумму 10 миллионов долларов. Стив, в свою очередь, убрал прилагательное «временный» с названия собственной должности.