Компания Euromonitor International проанализировала, как пандемия COVID-19 влияет на российские секторы услуг и FMCG.
Бытовая техника: краткосрочное оживление спроса предшествовало новому падению
В ноябре 2019 года аналитики прогнозировали, что продажи бытовой техники в 2020 году вырастут на 4% (в количественных показателях) и составят около 83 млн единиц: за предыдущие годы спрос восстановился после кризиса 2014–2015 годов, и уровень продаж вернулся к докризисному. Но пандемия коронавируса изменила покупательское поведение россиян во всех сегментах.
Крупная бытовая техника. В первом квартале 2020 года резко выросли продажи морозильных камер: потребителям потребовалось больше пространства для хранения продуктов во время самоизоляции. Россияне ожидали, что цены на крупную бытовую технику к концу года вырастут из-за падения рубля. Поэтому многие покупатели старались успеть совершить крупные покупки по ценам, которые установились до экономического спада.
Мелкая бытовая техника. Самыми востребованными подкатегориями этого сегмента оказались воздухоочистители, продукты для ухода за полостью рта (электрические зубные щетки и ирригаторы) и пылесосы. На рост продаж товаров для ухода за собой повлияло то, что пандемия заставила людей обратить больше внимания на свое здоровье, а большинство привычных услуг были недоступны.
Спрос на кухонные приборы также растет: россияне больше времени, чем обычно, проводят дома и стараются сделать процесс приготовления пищи более удобным, а блюда — более разнообразными.
В ближайшем будущем будут падать продажи тех подкатегорий товаров, которые не относятся к необходимым. Так как многие покупатели обновили свою технику в ожидании роста цен, скорее всего, в ближайшее время они будут совершать покупки только в случае крайней необходимости и почти перестанут покупать новые модели приборов, которые у них уже есть.
Электроника: продажи инновационных товаров растут даже в кризис
Из-за сложностей, которые возникли в российской экономике в период пандемии, продажи потребительской электроники начали падать впервые за несколько лет.
Кризис в разной степени затронул b2b- и b2c-продажи персональных компьютеров. Продажи индивидуальным потребителям до сих пор полностью не восстановились после кризиса 2014–2015 годов, а b2b-продажи от нынешних экономических проблем страдают меньше. Это связано с тем, что компании чаще обновляют свои запасы техники. Кроме того, им пришлось закупать оборудование и для того, чтобы обеспечить бесперебойную удаленную работу своих сотрудников.
Ожидается, что продажи телевизоров в 2020 году упадут (после отличных результатов 2019 года). Большинство потребителей уже сменили телевизоры старых моделей на новые и отложили следующие покупки на лучшие времена.
2020-й — сложный год для российских продавцов мобильных телефонов. Хотя продажи смартфонов в 2019 году были неплохими, экономическая неопределенность может привести к снижению в 2020 году. На продажи телефонов в премиум-сегменте она повлияет меньше: ту часть потребителей, которая покупает дорогую технику, экономический кризис затронул в меньшей степени.
Беспроводные колонки и «умные» аксессуары — например, фитнес-трекеры — это один из главных драйверов рынка электроники в 2020 году. Пока рынок таких устройств не насыщен, и на него выходят все новые и новые бренды. Несмотря на то что подобные технологии развиваются очень быстро, из-за высокой конкуренции между брендами и большого количества покупателей, для которых важна цена, стоимость таких изделий может снижаться.
По прогнозам аналитиков, в 2020 году российские потребители купят около 64 млн единиц электронных товаров. При этом спрос упадет примерно на 2%. Ожидается, что в 2021 году в продажах потребительской электроники продолжится небольшое падение, а расти спрос начнет только с 2022 года.
Смартфоны точно расти начнут с 2022 года после того как нормальное покрытие сети 5G у нас будет.