История компании Grundig: путь от домашней мастерской до всемирно известного концерна

Молодой предприниматель

Макс Грюндиг родился 7 мая 1908 года в Нюрнберге, Германия. После ранней смерти отца семейства Эмиля, Макс вместе со своими тремя сестрами вырос в довольно скромных условиях. В возрасте 16 лет он активно начал интересоваться радио — новшеством тех лет. Так у себя дома он смастерил свой первый детекторный аппарат. В скором времени молодой энтузиаст преобразовал квартиру семьи в экспериментальную лабораторию. В 1930 году в городе Фюрт Макс Грюндиг вместе с компаньоном открыли специализированный магазин для радиоприборов (нем. Radio-Vertrieb Fürth, Grundig & Wurzer, Handel mit Radiogeräten). Компания имела огромный успех: уже в 1938 году ее годовой оборот достиг миллиона.

Период войны

Грюндик в период правления партии Гитлера не растерялся и влился в процесс обслуживания немецкой армии. Во время войны компания Grundig собирала трансформаторы для армии Германии. Это дало предприятию высокое положение на рынке, стабильность и социальные гарантии. Даже военнопленные работали на его предприятиях, однако Макс, помня о своих злоключениях, относился к таким работникам по-человечески. Пленные работники тоже имели социальный пакет и даже получали заработную плату, равную немецкому гражданину.

Радиоконструктор «Домовой»

Послевоенный период. Германия разгромлена, население обнищало, экономика в хаосе и полном нокауте. Победители устанавливали свои правила ведения бизнеса. Дело Грюндика стало совершенно невыгодным, ведь как раз на радиоприемники был установлен один из самых высоких налогов. Компания грозила стать нерентабельной и разориться. И тогда Макс придумал очень оригинальный ход. Он и его верные инженеры разработали конструктор «Домовой». В его состав входили радиодетали, которые можно было легко собрать в домашних условиях и получить очень приличный, доступный и надежный радиоприемник. А продавать его стали в качестве детской игрушки-конструктора. Без радиоприемника в те времена было сложно, ибо это был самый оперативный и полный источник информации. Поэтому недорогие и качественные приемники раскупались в два счета и приносили вполне приличную прибыль.

Вскоре была открыта сеть торговых представительств и сервисных центров Grundig. Это позволило уже в 1947 году открыть завод в городе Форт и обеспечить около 650 новых рабочих мест. Grundig также построила собственную лабораторию, где и разработала первый портативный приемник собственного производства, а через год – коротковолновый радиоприемник. К тому времени политика в сфере налогообложения производства стала значительно мягче и эти разработки не ушли в стол, а стали основой благосостояния компании.

Уже в 1952 году Grundig становится немецким лидером в нише радиотехники. Начат выпуск карманных приемников. Объемы производства и денежного оборота позволили компании войти в ряд крупнейших в Европе.

Немецкий телевизор

В 1952 году Grundig строит новый завод, где планирует выпускать телевизоры. Они тогда были диковинкой, причем дорогой, и имелись далеко не в каждом доме. Уже через год компания Макса выпускает на рынок этот товар. За счет высокой немецкой надежности, ставшей уже фирменной, а также относительно низкой стоимости, телевизоры Grundig быстро завоевывают рынки Германии и всей Европы. Началось массовое производство.

Расширение ассортимента

В 1960-1970 годы Макс Грюндик вывел свое детище на высокий уровень. Grundig производит не только телевизоры и радиоприемники, но и музыкальные центры, магнитофоны, радиодетали, медицинское и измерительное оборудование. Компания заполнила рынок множеством дешевой и качественной продукции. Grundig строит свои заводы и торговые сети, на нее трудятся около 38 тыс. рабочих, обеспеченных также корпоративными садиками, школами, больницами и санаториями. Работать на Макса Грюндика стало престижно, а на должности в компании выстраивались очереди. Предприятие выбирало лучших из лучших специалистов.

Восьмидесятые — годы конкуренции

В восьмидесятых на европейские рынки выходят восточные производители – китайские, японские и корейские. И это приводит к катастрофе. Сверхдешевые (хотя и некачественные) восточные товары быстро побеждают в конкурентной борьбе европейских гигантов и выходят на первый план. Грюндик предлагает объединяться с японцами, но эта идея погибает на корню. Grundig все еще остается бизнесом, приносящим огромные прибыли, но все, и владелец в том числе, понимают, что время их сочтено.

Передел собственности

Дабы спасти свое детище от полного краха, перед смертью Макс Грюндик продает компанию Philips. Корпорация намерена не менять ни стратегию старинной немецкой фирмы, ни ее внутреннюю социальную политику. Но это было ошибочным решением, и в условиях высокой конкуренции лишь привело к росту задолженности и банкротству Grundig. Поэтому голландский гигант принимает простое решение: делит пакет акций между голландским банком и компанией-производителем антенн.

Grundig в наши дни

Сегодня самой компании как производителя уже нет, она была разделена между многими владельцами. За долги продано ее имущество, а также патенты, по которым сейчас работают Beko и Thomson. Однако качество Grundig продолжает жить: марку держат производители радиоэлектроники и цифровых технологий.