Благодаря этой компании в американских домах появились радио и телевидение: история RCA

Корни Radio Corporation of America или RCA уходят в девятнадцатый век к Томасу Эдисону и Элиу Томсону — учителю химии в Центральной школе Филадельфии. Увлеченный электричеством, идя навстречу этому своему интересу, Томсон основал совместно с коллегой Эдвином Хаустоном электротехническую компанию. В свою очередь, Эдисон учредил в Нью-Джерси фирму Edison General Electric. Thomson-Houston Electric получила главный приз на выставке в Париже в 1889 году (к ней приурочили открытие Эйфелевой башни), а через 3 года соединилась с Edison Electric, превратившись в корпорацию General Electric. Руководство Thomson-Houston Electric затем переехало в Париж и там основало новую компанию с аналогичными задачами.

В то же время Гульельмо Маркони был на пути создания первого радиоприемника. Революционное изобретение инженера-электрика сразу же повлекло за собой создание фирмы Marconi, которая в 1899 году открыла свое подразделение в Америке и в последующие два десятилетия оставалась единственной компанией, способной передавать трансатлантические радиосигналы. С началом Первой мировой войны помощник командующего военно-морским флотом Франклин Д. Рузвельт решил, что данная технология должна остаться в руках США, и обратился за помощью к General Electric. Та немедленно отреагировала и в 1919 году учредила Radio Corporation of America, которая взяла под контроль американское подразделение фирмы Маркони и начала продавать выпускаемое ею оборудование.

Когда RCA начинала свою деятельность, в американских домах насчитывалось только 5000 радиоприемников, а единственным коммерческим вещателем являлась компания Westinghouse. Но вскоре все очень быстро изменилось. Давид Сарнов перешел от Marconi к RCA, и благодаря его стараниям в 1921 году возникла новая отрасль: Сарнов запустил в эфир первые спортивные передачи, в частности, он транслировал чемпионский поединок между боксерами-тяжеловесами Джеком Демпси и Жоржем Карпентером, который собрал 300 000 слушателей. Спустя несколько месяцев в эфире появилась первая трансляция чемпионата США по бейсболу, и по всей стране для удовлетворения потребительского спроса в массовом порядке стали возникать радиостанции. К 1924 году в стране работало уже более двух с половиной миллионов радиоприемников, и большая их часть производилась RCA. В 1927-м Чарлз Линдберг совершил первый перелет через Атлантику — к тому времени уже 6 миллионов приемников были настроены на эту новость.

Верно оценив потенциал радио, Сарнов приобрел нью-йоркскую радиостанцию WEAF, превратив ее в главную станцию новой национальной радиосети, которую он назвал «Национальная вещательная компания» — NBC. Вскоре в ее подчинении оказались 25 передающих станций, расположенных от одного побережья до другого. Первым крупным эфиром новой компании стал футбольный матч «Розового кубка», состоявшийся в первый день 1927 года. Так же, как и предыдущие трансляции боксерских поединков, он имел огромный успех, способствовав стремительному росту радиоаудитории. RCA тогда занималась сбытом приемников, производимых компаниями General Electric и Westinghouse, и стремилась подчинить себе все стадии производства: научные и конструкторские разработки, изготовление и продажу. Она приобрела компанию  Victor Talking Machine и наряду с радиоприемниками начала выпуск фонографов.

К своим активам фирма с новым именем RCA Victor добавила популярную торговую марку «His Master’s Voice», на рекламе которой красовался фокстерьер, внимательно слушающий старинный фонограф. В последующие годы эта марка станет не менее известна, нежели остальные товары компании.

Крушение фондового рынка в 1929 году больно ударило по RCA, поскольку потребители перестали покупать необязательные товары вроде радиоприемников. Но неунывающий Сарнов расширил производственные возможности компании, объединив талантливый коллектив NBC с сетью варьете и создав на этой основе киностудию RKO. Затем он занялся сооружением Нью-Йоркского центра Рокфеллера и «Рэдио-сити», которые RCA позднее станет использовать как штаб-квартиры. Сарнов наметил на горизонте новые рубежи, взяв в компанию инженера Владимира Зворыкина, которому предстояло заниматься еще одной передовой технологией, а именно — телевидением.

Еще в 1920 году Сарнов предвидел создание телевидения, и в момент, когда RCA включилась в игру, уже существовала возможность трансляции более-менее четких изображений. Зворыкин являлся одним из пионеров телевизионных разработок. Он заявил Сарнову, что для создания промышленного производства телевизоров потребуется 18 месяцев и 100 000 долларов. На осуществление данной задачи в итоге ушло 10 лет и 50 миллионов долларов, но все-таки в 1939 году Сарнов и Зворыкин на Всемирной нью-йоркской ярмарке представили телевизор RCA. Президент Франклин Д. Рузвельт, при участии которого возникла RCA и чей голос частенько звучал по радио NBC, стал первым руководителем страны, вступительная речь которого на открытии ярмарки транслировалась новым средством информации.

Промышленный выпуск и разработки телевизоров приостановились в связи с вступлением США во Вторую мировую войну. RCA переоборудовала свои заводы для выпуска бомбовых взрывателей, миноискателей и даже записей с развлекательными материалами для военнослужащих. «Все наши производства и наши сотрудники немедленно предоставляются в Ваше распоряжение», — написал Сарнов тогда президенту. По окончании войны он тут же возобновил производство телевизоров и в 1946-м представил десятидюймовый приёмник по цене 375 долларов. На следующий год NBC стала переводить на телевидение звезд радиоэфира, а Сарнов сделался председателем правления RCA.

1950-е стали временем расцвета телевидения, и RCA и NBC в полной мере использовали его потенциал. Они также вложили немалые средства в развитие цветного телевидения, чтобы опередить компанию CBS, которая первой предложила этот продукт. Вскоре их разработки станут образцами для новой отрасли. Уже через несколько месяцев, в 1954 году, NBC показала первую цветную программу — «Парад роз», после которой первые цветные телевизоры RCA поступили в продажу. 12-дюймовая модель продавалась за 1000 долларов, но спрос на нее оказался немалым. За 5 лет было реализовано 500 000 цветных телевизоров, и самая популярная телепередача «Бонанза», производимая NBC, уже транслировалась в цветном варианте. К 1962 году вся телепродукция компании на две трети стала цветной.

К 1970 году телевидение было повсеместным явлением, а цветные программы уже ни у кого не вызывали удивления. Показав кадры космического полета, RCA заставила ликовать американцев, с увлечением смотревших трансляцию. Технологические разработки компании продолжались: совместно со старым французским партнером, фирмой Thomson, было налажено производство новых электронно-лучевых трубок. Но через год в возрасте 80 лет умер идейный вдохновитель корпорации Давид Сарнов, и RCA оказалась на пороге необратимых изменений.

В течение 1970-х телевизионная продукция продолжала развиваться и обретать новые формы. В частности, появились домашние видеомагнитофоны, рассчитанные на 4 часа записи. В 1979 году RCA отметила свое двадцатипятилетие на рынке цветного телевидения выпуском стомиллионного телевизора. Тогда же компания Thomson, участвовавшая в появлении RCA, превратилась в национализированную Францией структуру. Она представляла собой холдинг, в подчинении которого находились свыше 115 дочерних предприятий, и больше половины прибыли Thomson получала на рынке высоких технологий.

В 1986 году General Electric выкупила RCA (вместе с NBC) за 6,4 миллиарда долларов, что по тем временам считалось крупнейшим приобретением вне пределов нефтяного сектора. Большинство полученных в результате сделки предприятий тем не менее вскоре были признаны не соответствующими основному плану корпорации, и на следующий год General Electric продала RCA, а также предприятия бытовой электроники компании Thomson. Для управления этими активами французская фирма учредила дочернюю компанию Thomson Consumer Electronics, которая в начале 1990-х обзавелась штаб-квартирой в Индианаполисе, а в 1995 году была переименована в Thomson Multimedia.

При новом собственнике акции RCA на рынке североамериканского телевидения, цена на которые прежде долгое время сползала вниз, стали дорожать. Компания запустила производство аудиопродукции, поскольку возрос спрос на музыкальные компакт-диски, и уже к середине 1990-х занимала в этом секторе второе место после SONY. Кроме того, в ее ассортименте появились такие товары, как 56-дюймовые телевизоры, усовершенствованные портативные видеокамеры и телеприемники с высоким разрешением.

Впрочем, несмотря на новинки и наследие прошлых лет, Thomson Multimedia пришлось всерьез побороться за свое существование, а ее владелец безуспешно пытался избавиться от компании. В конце столетия, однако, все полностью изменилось. В 1999 году операции на американском рынке (а основная часть продаж приходилась на RCA) принесли Thomson Multimedia 224 миллиона долларов прибыли, то есть по сравнению с предыдущим годом выросли на невероятные 1400%. Главной причиной такого успеха была последовательная практика внедрения новых разработок, пользующихся спросом у покупателей, которая прервала наконец многолетний застой. И владелец RCA вновь обрел пионерский задор, благодаря которому компания раньше занимала лидирующие позиции.