История Philips: от производства лампочек до здравоохранения

Эта компания разработала энергоэффективную лампу и кассетную магнитолу, а совместно с Sony создала первый компакт-диск.

Истоки

История Philips берет свое начало за целый век до основания самой компании. Еще в 1790 году семья будущего первопроходца в сфере бытовой техники поселилась в Зальтбуммеле, на тот момент голландском центре сталеварения. Фредерик Филипс владел одной из крупнейших в Европе мануфактур сигар и первым в Нидерландах наладил их механизированное производство. Кроме того, он был акционером национального банка Нидерландов и собственного небольшого банка. Словом, семья Филипсов не бедствовала, и почва под ногами у будущего основателя компании Жерара Филипса (старшего сына Фредерика) была прочная. Но торговля и перспектива пойти по стопам отца-негоцианта Жерара не привлекала, и в 1876 году он поступил на инженерную специальность, а уже через семь лет получил диплом. Позже он заинтересовался научными публикациями Джеймса Свинбурна в известном в то время журнале «The Electrician», которые были посвящены «электрическим лампам накаливания».

Первая лампочка

Уже через десяток лет с Якобом Ризом (одним из своих университетских друзей) он взялся за разработку собственной технологии производства ламп накаливания. Риз был химиком-технологом и незадолго до этого вернулся с острова Ява, где его услугами пользовалось предприятие по производству цемента. Уже тогда молодые изобретатели отбросили наработки Томаса Эдисона и использовали совершенно иную технологию производства нити накаливания. Правда, первая лампочка, сделанная друзьями, перегорела, но с кем не бывает?

Однако первые неудачи только закалили Филипса, и уже через несколько месяцев он довел время жизни нити до вполне приемлемого уровня. Полученный ранее в университетах Англии и Шотландии опыт подсказывал Жерару, что необходимо именно широкомасштабное, высокотехнологичное производство. И тут как нельзя кстати пришелся капитал отца, с которым в 1881-м было подписано партнерское соглашение о финансировании предприятия.

Дело сразу же стремительно пошло в гору. Уже в 1884 году капитал компании был увеличен до 150 000 гульденов, что позволило снизить себестоимость продукции.

50 000 ламп для Зимнего дворца

Пока старший брат бился над автоматизацией процесса производства, младший, Антон, получал бесценный опыт работы брокером на лондонской, а потом и амстердамской биржах. В 1895 году отец отправил младшему Филипсу письмо с просьбой помочь в продвижении на рынок ламп накаливания, выпускаемых Жераром, и тот присоединился к Philips & Co. Учитывая увеличение объемов производства, необходимо было выходить на международный рынок, что Антон успешно и сделал, доведя продажи до 200 000 штук в год своего присоединения к компании и до миллиона — спустя четыре года.

Во все времена наибольшую ценность представляли рынки больших стран, так что интерес к России и ее возможностям у Антона появился сразу. Хозяевами импорта в Москве были немцы, которые прочно закрепились там со времен Петра I, однако Филипс-младший не желал отступать перед конкурентами и в 1898-м разослал всем оптовым торговцам России, информацию о которых нашел в справочниках, печатные рекламные материалы Philips, а затем и сам лично отбыл в Петербург. Это было авантюрой — без знания языка, без рекомендательных писем (очень важных в те времена). Но удача любит храбрых, и ему удалось заключить первую крупную сделку, да какую! За раз он «пристроил» 50 000 ламп-свечей, которые ушли на освещение Зимнего дворца! А помог ему в этом директор столичной электростанции, который свел его с распорядителем императорского двора.

Всего за эту поездку у него получилось продать около 100 000 ламп, так что месяц в дороге прошел не зря. Между братьями развернулось настоящее соревнование: Антон пытался продать больше, чем может произвести Жерар, а последний все время расширял производство. Надо ли говорить, что соперничество это привело компанию к значительному росту. В конце того же века Philips & Co наладили производство ламп с вольфрамовыми нитями накаливания, которые актуальны и по сей день. В 1910-м на их фабрике уже работало 2000 человек.

В 1914-м в самом сердце Невского проспекта была открыта торговая контора (представительство) Philips в России. Перед Октябрьской революцией голландцы поставляли в нашу страну более двух миллионов лампочек ежегодно!

Прорыв в борьбе с туберкулезом

К 1915 году Жерар с Антоном решили учредить собственную исследовательскую лабораторию, а чтобы защитить свои открытия, стали одними из первых, кто начал патентовать их. Два года спустя Philips & Co обзавелась новым отделом — здравоохранения.

Из-за Первой мировой войны и невозможности более поставлять рентгеновские трубки из Германии медицинское сообщество направило в компанию партию трубок с просьбой отремонтировать их. Исследовательский отдел среагировал молниеносно, изучив прибор и принцип его действия уже в 1918-м. Внедрив в этот процесс свои наработки по созданию ламп накаливания, Philips представляет свою рентгеновскую трубку Rotalix. Качество изображения с нее настолько превзошло все ранее известные аналоги, что ее появление на рынке привело к настоящей революции в борьбе с туберкулезом. К тому же себестоимость ее производства была существенно ниже, и множество больниц смогли обзавестись собственным рентгеновским аппаратом.

Следующий прорыв в рентгеноскопии — тоже заслуга Philips, благодаря разработке их лаборатории (С-дуге) сканирование можно было делать в любом направлении, что существенно расширило возможности диагностики. Произошло это в 1955 году.

Эра радио и смена поколений

В начало эпохи радио Philips вошла уже всемирно известной и успешной компанией. И когда изобрели первую трехэлектродная радиолампу (триод), братья поняли, что вот оно — еще одно направление деятельности промышленного гиганта.

Представленная Philips в 1923 году уникальная радиолампа Miniwatt произвела настоящую революцию: она потребляла намного меньше энергии и позволяла достигнуть небывалой ранее выходной мощности, что позволило подключать к радио громкоговорители (динамики). А к 1927-му компания первой наладила промышленное производство пентода, еще более усилив свои позиции.

В преддверии Второй мировой войны братья все меньше и меньше участия принимали в делах компании, а управление постепенно переходило к Фредерику — сыну Антона. И он стал предвестником многих перемен. Чтобы не путаться в генеалогическом древе Филипсов, надо учесть, что Фредериков в нашей истории два: один — табачный негоциант и отец Жерара Филипса, а второй — сын Антона Филипса, брата Жерара, названный в честь деда и ставший впоследствии руководителем Philips.

Кадры — главная ценность компании

На конвейерных и мануфактурных производствах тех времен работало множество людей, это был тяжелый, изнуряющий труд, отупляющий и малооплачиваемый. Сам Фредерик рассказывал в своей биографии, что, проведя один день на сборочной линии радиоприемников, он решил поставить работу совершенно по-иному, заинтересовав сотрудников и вызвав их соучастие.

Эта проблема была решена блистательно. Разбив процесс производства телевизоров на три десятка операций, Фредерик все устроил так, чтобы каждый рабочий смог освоить все этапы сборки. Они заменяли друг друга, как только осваивали в совершенстве один из этапов. В итоге каждый рабочий на сборочной линии мог не только самостоятельно собрать телевизор, но и настроить и даже отремонтировать его.

Много времени ушло у Фредерика на то, чтобы отучить высшее руководство общаться с подчиненными в начальственном ключе. Он настаивал, чтобы менеджмент обращался к персоналу за советом, как лучше организовать тот или иной процесс, и отмечал чувство сопричастности рабочих к чему-то большему. По иронии судьбы, именно заложенные им в начале своего управления компанией принципы спасли ему жизнь всего через несколько лет.

Мастерская в концлагере и чудесное спасение Филипса

Первой реакцией Фредерика на предложение Берлина создать возле Эйндховена мастерскую, чтобы занять заключенных, было желание мгновенно отказаться, дабы не помогать оккупантам в создании иллюзии, что в концлагере можно «нормально работать». Однако, посовещавшись с руководством, Фредерик все же согласился, решив немного упростить жизнь хоть части узников. И выдвинул немцам свои условия: он управляет мастерской Philips, мастера имеют полный доступ к производству и сами подбирают сотрудников, рабочих кормят качественной горячей пищей, а труд заключенных оплачивается (деньги планировалось передавать их семьям). К удивлению Фредерика, нацисты приняли все условия, кроме последнего.

За полтора года работы (до самого освобождения юга Голландии) эта мастерская облегчила участь множества заключенных, а многим даже спасла жизнь. Фраза «отдел специальных работ» (так называли нацисты мастерскую) стала синонимом помилования. Пользуясь ранее оговоренным правом отбирать для работ заключенных, Ламан Трип (поверенный Фредерика и управляющий мастерской) получил полный доступ к картотеке концлагеря и «случайным образом» выбирал тех, у кого были самые тяжелые обвинения.

Сам Фредерик и его семья были на волоске от смерти всего за несколько месяцев до окончания войны. Дело в том, что по стране нарастали массовые бунты рабочих, а нацисты боролись с этим по-своему — расстрелами. Фредерика Филипса с семьей арестовали и пригрозили смертной казнью, в случае если его рабочие не выйдут за свои станки. Эта информация разлетелась по Эйндховену с быстротой молнии, и утром все рабочие были на своих местах — так велико было их уважение к семье Филипсов и их отношению к своим сотрудникам.

Кассеты как международный стандарт

В 1948 году на улицах Эйндховена появились гигантские (по тем временам) телеэкраны, установленные на домах инженеров компании. Качество изображения на них превосходило даже лучшие образцы британского и американского производства. Изображение на экране состояло из 567 линий, а звук был стереофоническим с модуляцией. С этих экранов транслировались самые важные новости, фильмы и развлекательные передачи.

А в 1959-му компания Филипс разработала самую первую компактную магнитофонную кассету, которая стала стандартом на несколько десятилетий и использовалась в кассетных магнитофонах до 90-х годов без принципиальных изменений в конструкции. Филипс не жадничали и позволили ее совершенствовать и выпускать без лицензии с 1966 года, так что вскоре она стала международным форматом звукозаписи. В те же годы были выпущены первые серийные видеомагнитофоны, которые были еще не по карману простому обывателю, но вполне доступны научным и образовательным учреждениям.

Политика лояльного отношения Philips не только к своим работникам, но и конкурентам приносила свои плоды. В 1972 году маркетологи компании объявили о том, что создали устройство, считывающее информацию с компакт-диска. Дальнейшая разработка этого стандарта проводилась в сотрудничестве с японским технологическим гигантом Sony. Продвигая компакт диски на рынок, Филипс еще на несколько десятилетий закрепила новый мировой стандарт в сфере носителей информации.

Медицина с Philips

Медицина еще с момента создания рентгеновской трубки была очень важным направлением в компании, и с 1940-х годов компания активно разрабатывает и внедряет новейшие разработки в области медицинской аппаратуры. В 1989-м был создан аппарат, позволяющий получать рентген кровеносных сосудов — достигалось это введением в кровоток «контраста», специального вещества, делающего сосуды видимыми для рентгеноскопа. Таким образом, появилась возможность получения более детальной картины внутренних органов в 3D-проекции, что значительно расширило возможности диагностики. Спустя всего три года изображение на таких приборах выводилось на цифровой экран в режиме онлайн.

Наше время

Девяностые годы явились периодом значительных перемен для Philips. Компания осуществляла масштабную программу по реструктуризации своей деятельности, которая позволила бы ей вновь занять прочное положение. И совсем недавно она снова сосредоточилась на своих ключевых отраслях.

Сегодня Philips является ведущей компанией в области цифровых технологий, внедряя на рынке изделия мирового класса, которые помогают улучшить качество человеческой жизни и в новом тысячелетии.

Войдите, чтобы оставить комментарий