Почему компания Vestel закрыла завод в России в 2016 году

Завод Vestel

Следствие экономического кризиса

Для этого сообщения Туран Эрдоган выбрал издание Уenisafak. Гендиректор поспешил уточнить, что закрытие предприятия не имеет никакого отношения к осеннему обострению — политическому кризису в отношениях между Россией и Турцией, произошедшему после сбитого самолета российских ВКС. «Наше решение не связано с кризисом из-за самолета. Этот шаг стал следствием экономического кризиса в России. Мы увезем наше оборудование», — подчеркнул Эрдоган из Vestel. Из турецких СМИ эта новость попала в российские. С упоминанием комментария Турана Эрдогана, а иногда и нет. Но при первом же внимательном анализе ситуации выяснилось, что в заявлении Эрдогана не было новости. Завод, вообще не работал уже пару лет, а использовался в качестве логистического центра. Таким образом «закрытие» означало всего лишь окончательное решение не возвращаться к производству и желанию вывезти оборудование. А ведь еще несколько лет назад у турецкого производителя были совершенно иные планы . В сентябре 2011 года представители «Вестела» планировали удвоить производство ЖК-телевизоров в России уже в следующем, 2012 году. Для этого роста им требовалось в качестве инвестиций всего $3 млн. Сумма эта выглядела весьма удивительно. Впрочем, как и общий объем инвестиций, затраченных турецкими производителями. С момента запуска предприятия «Вестел-CНГ» в Александрове в 2003 году они затратили в общей сложности 40 миллионов долларов. В результате в 2013 году мощности производственной площадки составили 1 миллион по выпуску ЖК-телевизоров, 350 тысяч стиральных машин и 500 тысяч холодильников. Для сравнения, инвестиции корейского концерна «Самсунг» в строительство завода по производству телевизоров и стиральных машин в индустриальном парке Ворсино (под Калугой) составили 250 млн долларов. На производственных мощностях этого предприятия можно производить 2 млн телевизоров в год.

Звучит как приговор

Сама по себе история Vestel весьма показательна. Прежде всего она демонстрирует, что такое современное глобальное производство бытовой техники в целом в мире и конкретно в России. Компания Vestel — контрактный производитель бытовой техники. На его мощностях производятся аппараты самых разных брендов, в том числе и японских, к примеру, «Toshiba». И в настоящее время это крупнейший производитель телевизоров в Европе. Лидерские позиции компания сумела занять благодаря вступлению Турции в таможенный союз с ЕС, в результате чего доля «Вестела» на рынке телевизоров выросла в десять раз — с 5% в 1995 году до 50% — в 2005 году. Все телевизоры, продающиеся в Европе, производятся на двух предприятиях, расположенных в Турции. Российское предприятие было единственным зарубежным в составе корпорации. Своим появлением оно обязано исключительно российской экономической политике, целью которой стало увеличение таможенных пошлин на ввоз готовой продукции. Принятые еще в конце 1990-х — начале 2000-х меры привели к тому, что «производить» телевизоры в России стало действительно выгодней, чем импортировать их. Под словом «производство» в лучшем случае понимается так называемая модельная сборка аппаратов из импортных комплектующих. О том, что представляет из себя «худший» случай, можно лишь догадываться. Но об этом весьма красноречиво свидетельствовала география производства телеприемников — половина их собиралась в Калининградской области.

Так что признание в том, что в последние годы предприятие в Александрове использовалось исключительно в качестве логистической площадки фактически звучит как приговор. Судя по всему, политические риски оказались слишком высокими для всех участников схемного бизнеса, в результате чего турецкие «логистики» были вынуждены свернуть бизнес.

Странная история

Динамика курса акций Vestel Elektronik Sanayi ve Ticaret A.S. — компании, которая владеет заводом в Александрове и чьи ценные бумаги торгуются на фондовой бирже Стамбула, представляет собой занимательный курс геополитической истории последнего времени. Начнем с того, что котировки акций неожиданно проснулись после некоторой летаргии, затянувшейся на несколько лет. Пробуждение произошло в конце января — начале февраля 2014 года. После чего состоялось совершенно беспрецедентное ралли. И к октябрю 2014 года котировки выросли более чем пять раз — с 1,5 лир до 8 лир. Можно лишь предполагать, как связан этот рост с открытием новых возможностей в порте Одессы — основном логистическом окне для поставок турецких товаров в Россию и другие государства бывшего СССР. После более чем внушительного подъема последовала коррекция, затем еще одни всплеск (в сентябре 2015 года), и стабилизация. На этом история с турецким сборщиком была окончена.